Главная

Отдел информационных технологий

Программы, проекты

Ресурсы

Курсовая переподготовка

Конкурсы

Конференции, семинары

Пресс-центр

маркированный список

Конференции

маркированный список

Из опыта работы

маркированный список

СМИ

маркированный список

Методические сборники

Педагогическая копилка

Это интересно

 

 

 

К оглавлению

Журнал Образование Подмосковья. Открытый урок

№ 1 сентябрь 2007 года.

 

РЕШАЕТ СОВЕТ

 

ИЗ ЭЛЕКТРОННОГО ДНЕВНИКА ЛИСТОК СДВОЙКОЙ УЖЕ НЕ ВЫРВАТЬ

 

 

Подмосковной Дубне не привыкать быть впереди планеты всей в научной, культурной и образовательной сферах. Сегодня город науки назван лидером в апробации совершенно новой для нашего общества формы управления школьным образованием - государственно-общественной.

Понятно, что демократия немыслима без открытости. А школа до сих пор оставалась, пожалуй, самым закрытым институтом. Все мы в ней выросли, и не нужно объяснять, что под этим подразумевается.

 

БОЛЬШЕ СОВЕТОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

Модернизация образования предполагает расширение общественного участия в его управлении. На смену авторитарному управлению школьной жизнедеятельностью приходит государственно-общественное управление. Осуществляться оно будет через управляющие советы (УС), введение которых предусматривается во всех общеобразовательных учреждениях России. Конечно, и раньше в школах присутствовали органы самоуправления - родительские комитеты, педсоветы, попечительские советы, ученические советы и т.д. Остаются они и сейчас. Главное отличие нового органа от всех прежних в том, что он обладает не декларативными, а реальными управляющими функциями. А потому может влиять на содержание и организацию учебного процесса (в рамках учебных планов, разумеется), на введение дополнительного образования и на многое другое, что в итоге определяет уклад школы.

Как рассказывает начальник городского управления народным образованием Татьяна Константиновна Виноградова, Дубна стала первым подмосковным городом, в котором в 2004 году в двух учебных заведениях: в лицее Дубна и в школе № 1 - создали управляющие советы (УС). Чтобы данные органы стали легитимными, требовалось либо ждать изменений федерального законодательства об образовании, либо пойти другим путем - прописать механизмы их создания и деятельности в рамках уже существующего законодательства.

В Дубне управляющие советы узаконили посредством внесения изменений в школьный устав. Городская администрация - учредитель общеобразовательных школ - дала добро на изменение уставов двух школ, а глава города Валерий Эдуардович Прох издал постановление, утвердившее положение о порядке создания и организации деятельности управляющих советов в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Это открыло двери для введения советов в остальных городских школах. Сегодня больше половины учебных заведений наукограда обзавелись управляющими советами, а к концу года они начнут действовать во всех общеобразовательных учреждениях Дубны. Дубнинский механизм создания управляющих советов признан разработчиками комплексных программ модернизации образования наиболее оптимальным, так как не требует внесения изменений в федеральное законодательство. С нормативной документацией знакомили всех желающих на региональном семинаре в Дубне, который собрал директоров и завучей многих учебных учреждений Подмосковья.

- Практически все пошли по нашему пути, - говорит ведущий специалист ГОРУНО Марина Константиновна Антонова, куратор этой программы. Опыт Дубны оказался востребованным. Сегодня о нем не только рассказывают, но и пишут. Например, в состав авторов (их отбирали по конкурсу) пособия Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности управляющих советов вошла Елена Станиславовна Иноземцова, юрисконсульт городского управления на родного образования, разработавшая, по сути, нормативную базу для модели управляющих советов. В другом сборнике опытом создания и некоторыми итогами деятельности управляющего совета поделилась директор лицея Дубна Тамара Рудольфовна Мещерская. В ее учебном заведении совет почти сразу заявил о себе конкретным делом. Необходимо было добиться изменений в расписании автобуса № 11, на котором учащиеся, проживающие в левобережной части города, добирались до лицея, расположенного в правобережной части. Члены совета эту задачу решили положительно.

В чем же все-таки принципиальное отличие УС от всех других органов самоуправления в школе? Во-первых, в совет в обязательном порядке входит представитель от учредителя. Во-вторых, представителей от учителей, родителей и старшеклассников выбирают как сейчас депутатов. В-третьих, осуществляется так называемая процедура кооптации, то есть привлечение не участвовавших в выборах лиц, реально способных помочь школе и желающих это сделать. Они также будут иметь право решающего голоса.

ПУБЛИЧНЫЕ ДОКЛАДЫ

Вторая составляющая влияния общественности на процесс образования - публичный доклад директора. Он выступает с ним раз в год. Впрочем, школа испокон веков готовила отчет по итогам учебного года, в котором присутствовали не только статистические данные, но и анализ всех сторон школьной жизни. И хотя этот опыт в публичном докладе, конечно, используется, упор все-таки делается на освещение в первую очередь направлений развития школы и возникающих на этом пути проблем. Анализ же строится не на сравнении школьных достижений дня сегодняшнего с днем вчерашним, а на сравнении с другими школами и не только родного города.

Помнится, в прошлом году большой резонанс вызвал публичный доклад директора лицея № 6 Натальи Георгиевны Кренделевой. Она была в числе первооткрывателей новой формы сотрудничества с общественностью, правда, назвала свое выступление не публичным, а открытым. На основе его она подготовила два ярких буклета, в которых тезисно изложила основные идеи доклада. Один буклет предназначался младшеклассникам, другой - ребятам постарше. Следом за ней с публичными докладами выступили директора еще нескольких школ. Вскоре стало ясно, что новая форма публичного знакомства с учебным учреждением пришлась дубнинцам по душе. В начале года в каждом из 13 общеобразовательных учреждений Дубны с публичным докладом выступила начальник городского отдела народного образования Татьяна Константиновна Виноградова. Кстати, публичные доклады директоров дубнинских школ и начальника ГОРУНО назвали лучшими в Московской области, они были изданы отдельными брошюрами Национальным фондом подготовки кадров. Сегодня все 15 муниципальных территорий, участвующие в федеральном эксперименте, взяли обязательства перейти в школах к публичным докладам.

ШКОЛЬНЫЙ САЙТ

Вскоре познакомиться с публичными докладами директоров сможет каждый желающий, если зайдет на школьные сайты. Да, в Дубне в ближайшее время все школы без исключения обзаведутся собственными сайтами. Ведь сайт, как верно заметила начальник ГОРУНО Татьяна Виноградова, тоже служит расширению общественного управления образованием. Дубна участвует в проекте Национального фонда подготовки кадров. Он предусматривает внедрение информационных технологий в практику административно-управленческой деятельности. Как рассказывает начальник отдела информационных технологий МУ Центр развития образования Наталья Павловна Скиба, специалисты Центра подготовили программу обучения учителей предметников, отработали структуру и схему наполнения сайта. Это позволяет за короткий срок обучить представителя школы ладить сайт. 27 июня текущего года Центр получил диплом от Министерства образования Московской области как победитель областного конкурса Лучший школьный сайт Московской области.

На школьном сайте размещаются не только публичный доклад директора, но и устав школы, план работы, программа развития и т.п. - словом, вся информация, необходимая, прежде всего родителям. В самое ближайшее время должны появиться электронные дневники. Из такого дневника листок с двойкой не вырвешь! Учитель получит возможность завести электронный классный журнал, делать из него выборку оценок каждого ученика и отсылать их на электронный адрес родителей. Впрочем, кое-какой опыт в этой области у Дубны имеется. В школе № 9 сразу два преподавателя русского языка и литературы - Татьяна Юрьевна Салтыкова и Инна Александровна Бурова - создали в своих классах сайты для общения с родителями. Есть такой же сайт у директора школы, это помимо общешкольного, который также предусматривает обратную связь. Кстати, Т.Ю. Салтыкова и И.А. Бурова стали победителями конкурса и получат в награду президентские 100 тысяч рублей и губернаторские 60 тысяч.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОМАНДА

 

- Вряд ли бы проявилось лидерство Дубны в расширении инновационных проектов, - говорит Татьяна Константиновна Виноградова, - если бы 5 лет назад в городе не сформировалась муниципальная стратегическая команда. Ее составили специалисты, которые прошли обучение как раз по проектам деятельности в сфере образования. Стало это возможно благодаря Министерству образования Московской области. - Не скрывает благодарных слов начальник ГОРУНО.

 

 Стратегическая команда научилась вычленять перспективные задачи, знает, в каком направлении следует двигаться, и шагает на два шага впереди остальных. Угадала команда и с профильным обучением, занявшись им вплотную еще до принятия нацпроекта. Теперь это - одно из направлений национального проекта.Дубна становится региональным центром не только по апробации всех перспективных образовательных проектов, но и центром обучения инновационным технологиям, за которыми, как известно, будущее.

 

 

Светлана КОЗЛОВА

К оглавлению

 Вопросы, предложения отправить по e-mail: skibanat@uni-dubna.ru