Управление народного образования

Администрации города Дубны Московской области

Банк методических разработок педагогов образовательных учреждений г. Дубны Московской области

 (уроки и внеклассные мероприятия с применением ИКТ)

Главная О проекте Коллекции Участники проекта Апробация УМК  Контакты

МОУ № 1

МОУ № 2

Гимназия № 3

МОУ № 4

МОУ № 5

Лицей № 6

МОУ № 7

Гимназия № 8

МОУ № 9

МОУ № 10

Гимназия № 11

Лицей «Дубна»

Школа «Возможность»

 

МОУ ДОД ЦДЮТЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru

К оглавлению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гуманитарно-эстетическая гимназия №11 г. Дубны Московской области"

 

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе программы по русскому языку для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. «Русский язык».

Количество часов по программе – 204 ч

 

Календарно-тематическое планирование

 

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе программы по русскому языку для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. «Русский язык».

 

Раздел

№ урока

Тема урока

Тип урока, формы работы

Наглядность

Примечания

Введение

(2 ч + 1Р = 3 часа)

1

Ваш учебник

Беседа

Учебник

 

2

Язык – важнейшее средство общения

Беседа, работа с текстом

 

 

Стили речи

Работа с учебником, лекция учителя

 

 

Повторение пройденного в 1-4 классах

(17 часов + 3Р = 20 часов)

4

Состав слова.

Работа с учебником

«В стране Лингвинии»

 

5

Орфограмма

Объяснительный диктант

«В стране Лингвинии»

 

6

Правописание проверяемых гласных в корне слова

Объяснительный диктант

«В стране Лингвинии»

 

7

Правописание проверяемых согласных в корне

Объяснительный диктант

 

 

8

Правописание непроизносимых согласных в корне

Объяснительный диктант

 

Авторский ресурс

9

Буквы И, У, А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь

Объяснительный диктант

 

 

10

Раздельное написание предлогов

Контрольный словарный диктант

Запись №1

 

11Р

Текст. Тема текста

Беседа. Работа с текстом

 

 

12Р

Подробное изложение «Хитрый заяц»

Урок развития речи

 

 

13

Части речи

Выборочный диктант

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография. 5-6 классы.

 

14

Глагол

Объяснительный диктант

 

 

15

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Работа с перфокартой

Запись №2

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография. 5-6 классы.

 

16Р

Основная мысль текста. Подготовка к домашнему сочинению «Летние радости»

Урок развития речи

 

 

17

Личные окончания глаголов

Объяснительный диктант

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография. 5-6 классы.

 

18

Имя существительное

Работа с перфокартой

Запись №3

 

19

Правописание имён существительных

Объяснительный диктант

 

 

20

Прилагательное

Объяснительный диктант

 

 

21

Местоимение

Работа с учебником

 

 

22К

Контрольный диктант

Урок контроля

 

 

23

Работа над ошибками контрольного диктанта

 

 

 

Синтаксис и пунктуация

(31 часов + 5Р = 36 часов)

24

Синтаксис. Пунктуация

Урок-игра

Презентация

 

25

Словосочетание

Работа с учебником

 

Авторский ресурс

26

Разбор словосочетания

Словарный диктант №126

Запись №4

 

27

Предложение

Работа с учебником

 

 

28Р

Сжатое изложение №137

Урок развития речи

 

 

29

Виды предложений по цели высказывания

Работа с учебником

 

 

30

Восклицательные предложения

Словарный диктант №142

Запись №5

 

31

Главные члены предложения. Подлежащее

Анализ предложений

 

Авторский ресурс

32

Сказуемое

Работа с учебником

 

Авторский ресурс

33

Тире между подлежащим и сказуемым

Объяснительный диктант

 

Авторский ресурс

34

Дополнение

Работа с учебником

 

Авторский ресурс

35

Определение

Словарный диктант №180

Запись №6

 

Синтаксис и пунктуация

 (31 часов + 5Р = 36 часов)

 

36

Обстоятельство

Работа с учебником

 

 

37

Предложения с однородными членами

Работа с учебником

 

Авторский ресурс

38

Знаки препинания при однородных членах

Анализ предложений

Работа с интерактивной доской

 

39

Знаки препинания при однородных членах

Анализ предложений 

Работа с интерактивной доской

 

40

Обобщающие слова при однородных членах

Графический диктант

Работа с интерактивной доской

 

41Р

Подготовка к сочинению-описанию по картине Пластова «Летом»

Урок развития речи 

 

 

42Р

Сочинение-описание по картине Пластова «Летом»

Урок развития речи 

 

 

43

Обращение

Анализ предложений

 

 

44

Обращение

Графический диктант

 

 

45

Разбор простого предложения

Анализ предложений

Работа с интерактивной доской

 

46

Простые и сложные предложения

Анализ предложений

Работа с интерактивной доской

 

47

Простые и сложные предложения

Конструирование по данным схемам

Работа с интерактивной доской

 

48

Простые и сложные предложения

Графический диктант

Запись №7

 

49

Простые и сложные предложения

Анализ предложений

Работа с интерактивной доской

 

50

Разбор сложного предложения

Анализ предложений

Работа с интерактивной дос

 

51

Подготовка к подробному изложению

Урок развития речи

 

 

52Р

Подробное изложение по рассказу Гайдара «Совесть»

Урок развития речи 

 

 

53

Прямая речь

Словарный диктант №235 Графический диктант

Запись №8

Авторский ресурс

54

Прямая речь

Конструирование по данным схемам

Работа с интерактивной доской

Авторский ресурс

55

Диалог

Работа с текстом

 

 

56

Урок-зачёт по теме «Синтаксис»

Тестирование

 

 

57

Урок-зачёт по теме «Синтаксис»

Уплотнённый опрос

Презентация

 

58К

Контрольный диктант

Урок контроля

 

 

59

Работа над ошибками контрольного диктанта 

 

 

 

Фонетика. Графика. Орфография

 (15 часов +3Р = 18 часов)

 

60

Фонетика. Гласные звуки

Беседа. Наблюдения

«В стране лингвинии»

 

61

Согласные звуки

Работа с учебником

«В стране лингвинии»

 

62

Позиционные чередования гласных и согласных

Беседа. Наблюдения

 

 

63

Согласные твёрдые и мягкие

Работа с учебником 

«В стране лингвинии»

 

64Р

Повествование. Подробное изложение

Урок развития речи

 

 

65

Согласные звонкие и глухие

Работа с учебником 

«В стране лингвинии»

 

66

Графика. Алфавит

Работа с учебником 

«В стране лингвинии»

 

67Р

Описание предмета

Словарный диктант №293

Запись №9

 

68

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

Работа с учебником

 

«В стране лингвинии»

 

69

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

Работа с учебником 

 

 

70

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Словарный диктант №302

«В стране лингвинии». Запись №10

 

71

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Выборочный диктант

 

 

72

Орфоэпия

Работа с учебником 

 

 

73

Фонетический разбор слова 

Орфоэпич диктант №312

 

 

74Р

Сочинение-описание натюрморта

Урок развития речи

Презентация

 

75

Повторение

Словарный диктант №315

Запись №11

 

76К

Контрольный диктант

Урок контроля

 

 

77

Работа над ошибками контрольного диктанта

 

 

 

Лексика

 (8 часов + 2Р = 10 часов)

78

Слово и его лексическое значение

Беседа. Работа со словарём

 

Авторский ресурс

79

Однозначные и многозначные слова

Работа со словарём

 

 

80

Прямое и переносное значение слова

Беседа. Работа со словарём

 

 

81

Омонимы

Диктант №342

Запись №12

 

82

Синонимы

Работа с учебником

Презентация

 

83

Синонимы

Работа с учебником

 

 

84Р

Сочинение-описание по картине Грабаря «Февральская лазурь»

Урок развития речи

 

Презентация

 

 

85

Антонимы

Работа с учебником

Презентация

 

86К

Контрольная работа по теме «Лексика»

Урок контроля

 

 

 

87Р

Роль деталей в описании природы. Подробное изложение «Первый снег»

Урок развития речи

 

 

 

Морфемика

 (22 часа + 4Р = 26 часов)

 

88

Морфема. Изменение и образование слов

Объяснительный диктант

«В стране лингвинии» 

 

89

Окончание

Работа с учебником

 

 

90

Основа слова

Работа с учебником

 

 

91Р

Письмо. Эпистолярный жанр

Урок развития речи

 

 

92

Корень слова

Контрольный словарный диктант

 

 

93

Корень слова. Однокоренные слова

Объяснительный диктант

«В стране лингвинии»

 

94Р

Рассуждение

Урок развития речи

 

 

 

95

Суффикс

Заполнение таблицы примерами

«В стране лингвинии»

 

96

Суффикс

Заполнение таблицы примерами

 

 

97

Приставка

Заполнение таблицы примерами

«В стране лингвинии»

 

98Р

Выборочное изложение «Последний лист орешника» №407

Урок развития речи

 

 

 

99

Чередование звуков

Работа с учебником

«В стране лингвинии»

 

100

Беглые гласные

Анализ текста

 

 

101

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

Практикум

 

 

102

Неизменяемые приставки

Словарный диктант №417

Запись №13

 

103

Изменяемые приставки

Объяснительный диктант

«В стране лингвинии»

 

104*

Корни, зависящие от суффикса А

Словарный диктант №432

Запись №14

 

105*

Корни, зависящие от согласного

Объяснительный диктант

«В стране лингвинии» 

 

106*

Корни, зависящие от ударения

Словарный диктант №441

Запись №15

 

 

107*

Корни, зависящие от смысла

Объяснительный диктант

«В стране лингвинии»

 

 

108Р

Сочинение-описание по картине Кончаловского «Сирень в корзине»

Урок развития речи 

Презентация 

 

109

О-Ё после шипящих в корне

Работа с опорной схемой

«В стране лингвинии»

 

110

Ы-И после Ц

Объяснительный диктант

«В стране лингвинии» 

 

111

Урок-зачёт по теме «Морфемика»

Тестирование

Презентация

 

112

Контрольный диктант

Урок контроля

 

 

113

Работа над ошибками контрольного диктанта

 

 

 

Имя существительное (20 часов + 4Р = 24 часа)

114

Самостоятельные и служебные части речи

Наблюдения

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

115

Имя существительное как часть речи

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

116

Имя существительное как часть речи

 

 

 

117Р

Доказательства в рассуждении. Сочинение «Берегите книгу»

Урок развития речи

 

 

118

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

119

Имена существительные собственные и нарицательные

Диктант №480

Запись №16

 

120Р

Сжитое изложение №496

Урок развития речи

 

 

121

Морфологический разбор имени существительного

Практикум

Презентация

 

122

Род имён существительных

Словарный диктант №499

Запись №17

 

123

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

124

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Наблюдения

 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

125

Три склонения имён существительных

Словарный диктант №516

Запись №18

 

Имя существительное (20 часов + 4Р = 24 часа)

126

Падеж имён существительных

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

127

Падежные окончания имён существительных

Объяснительный диктант

 

 

128

Падежные окончания имён существительных

Работа с учебником 

 

 

129

Падежные окончания имён существительных

Перфокарта 

Запись №19

 

130Р

Подробное изложение с изменением лица №546

Урок развития речи 

 

 

131

Множественное число имён существительных

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

132

Множественное число имён существительных

Объяснительный диктант

 

 

133

О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

134

О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Объяснительный диктант

 

 

135

Урок-зачёт по теме «Имя существительное

Словарный диктант №500

Запись №20

 

136Р*

Сочинение-описание по картине Поленова «Московский дворик»

Урок развития речи 

 

 

137К

Контрольный диктант

Урок контроля

 

 

Имя прилагательное (12 часов + 4Р = 16 часов)

138

Имя прилагательное как часть речи

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

139

Имя прилагательное как часть речи

Работа с учебником 

 

 

140

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

141

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

Объяснительный диктант

 

 

142

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

Работа с учебником 

 

 

143Р

Описание животного. Подробное изложение №587

Урок развития речи 

 

 

144

Окончания имён прилагательных после шипящих и Ц

Выборочный диктант

 

 

145

Краткие прилагательные

Диктант №586

Запись №21

 

146

Краткие прилагательные

 

 

 

147Р

Подготовка к сочинению-описанию по картине

 

 

 

148Р*

Сочинение-описание по картине Шишкина «Утро в сосновом бору»

Урок развития речи

 

 

 

149

Морфологический разбор имёни прилагательного

Практикум

Презентация 

 

150

Урок-зачёт по теме «Имя прилагательное»

Словарный диктант №602

Запись №22

 

151

Урок-зачёт по теме «Имя прилагательное»

Тестирование 

 

 

152Р

Подготовка к сочинению-описанию животного по личным впечатлениям

Урок развития речи 

 

 

153К

Контрольный диктант

Урок контроля

 

 

Глагол

 (34 часа + 6Р = 40 часов)

154

Глагол как часть речи

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

155

Не с глаголами

 

 

 

156

Не с глаголами

 

 

 

157

Неопределённая форма глагола

Словарный диктант №622

Запись №23

 

158

Неопределённая форма глагола

Объяснительный диктант

 

 

159Р

Рассказ по сюжетным картинкам № 624

Урок развития речи

 

 

160

Неопределённая форма глагола

 

 

 

161

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

162

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Работа с учебником

 

 

163

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

 

 

 

164Р

Сжатое изложение «Белка»

Урок развития речи

 

 

165

Вид глагола

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

166

Вид глагола

Работа с учебником

 

 

167

Вид глагола

Работа с учебником

 

 

168

Е-И в корнях с чередованием

Объяснительный диктант

 

 

169Р

Невыдуманный рассказ о себе

Урок развития речи

 

 

170

Написание «Невыдуманного рассказа»

Урок развития речи 

 

 

171

Время глагола

Наблюдения

 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

172

Прошедшее время

Наблюдения

 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

173

Настоящее время

Наблюдения

 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

Глагол

 (34 часа + 6Р = 40 часов)**

174

Будущее время

Наблюдения 

1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография.

 

175

Будущее время 

 

 

 

176

Спряжение глагола

Блок-схема

 

 

177

Спряжение глагола

Работа с учебником 

 

 

178

Правописание личных окончаний глаголов

Объяснительный диктант

 

 

179

Правописание личных окончаний глаголов

Объяснительный диктант

 

 

180

Правописание личных окончаний глаголов

Перфокарта

Запись №24

 

181

Правописание личных окончаний глаголов

 

 

 

182

Морфологический разбор глагола

Практикум

Презентация

 

183Р

Сжатое изложение с изменением лица №701 («Шоколадный торт»)

Урок развития речи

 

 

 

184

Ь во 2 лице единственного числа

Объяснительный диктант

 

 

185

Ь во 2 лице единственного числа

Объяснительный диктант

 

 

186

Употребление времён

Работа с учебником

 

 

187

Закрепление по теме

 

Презентация

 

188

Закрепление по теме

 

 

 

189

Урок-зачёт по теме «Глагол»

Тестирование 

 

 

190

Урок-зачёт по теме «Глагол»

Уплотнённый опрос

Презентация

 

191К

Контрольный диктант

Урок контроля

 

 

192

Работа над ошибками контрольного диктанта

 

 

 

193Р

Сочинение-рассказ по картине «Не взяли на рыбалку»

Урок развития речи 

 

 

Повторение

 (8 часов = 2Р = 10 часов)

194

Разделы науки о языке

Работа с учебником

 

 

195

Разделы науки о языке

Работа с учебником

 

 

196К

Контрольный итоговый диктант

Урок контроля

 

 

197

Работа над ошибками контрольного диктанта

 

 

 

198Р

Сочинение-описание по картине Брюллова «Всадница»

Урок развития речи 

 

 

199Р

Сочинение-описание по картине Брюллова «Всадница»

Урок развития речи 

 

 

200

Орфограммы в приставках

Работа с учебником

 

 

201

Орфограммы в корнях

Работа с учебником

 

 

202

Орфограммы в окончаниях

Словарный диктант №740

Запись №25

 

203

Употребление букв Ъ и Ь

Работа с учебником

 

 

204

Знаки препинания в простом и сложном предложении

Работа с учебником 

 

 

205

Знаки препинания в простом и сложном предложении

Работа с учебником 

 

 

206

Резерв

 

 

 

207

Резерв

 

 

 

208

Резерв

 

 

 

209

Резерв

 

 

 

210

Резерв

 

 

 


* Материал, расширяющий программу

* Изменение в содержании. Одна картина заменена другой в связи с явным преимуществом художественной ценности

** Количество часов сокращено по разделу с 42 до 40 в связи с необходимостью организовать более серьёзное повторение в конце года

 

Список литературы:

1.Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008

2. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2008

3. Учебно-методический комплект учителя:

1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2008

2. Публикации газеты «Русский язык» за 2005, 2006 г.г.

3. Публикации конкурса «Открытый урок-2007»и др.

4. Мультимедийная поддержка уроков

 

Предложения, замечания направлять по e-mail: skibanat@uni-dubna.ru